Директор Команды поддержки реформ Ирина Кошель обсудила с группой SE MBA тему реформирования транспортной отрасли

18 мая 2021

О масштабных реформах транспортной системы, запланированных на ближайшие десять лет, рассказала слушателям группы SE MBA директор Команды поддержки реформ (RST) при Министерстве инфраструктуры Украины Ирина Кошель. Недавно она сама закончила обучение в МИМ (SE MBA-2021), а сейчас уже пришла на первую встречу с аудиторией в качестве гест-спикера с презентацией программы «Будущее транспортной системы Украины».

Главные тезисы коротко:

- Реформа внутреннего водного транспорта, очерченная законом, который приняла Верховная Рада, определяет новые прозрачные правила игры. С одной стороны, усиливается контроль за тем, куда и с чем следует каждый борт, - в планах цифровизация сферы, в частности, планируют ввести систему, подобную flightradar, что позволит отслеживать движение объектов в реальном времени и получать базовую информацию о них. С другой - регистрация судов будет упрощена. Штрафные санкции должны ощутимо бить по карману нарушителей, а не быть формальным способом откупа. Из направлений, которые должны стимулировать экономическое развитие водного транспорта:  углубление дна основных судоходных рек, запуск речных портов-хабов, налаживание пассажирских перевозок, круизных маршрутов и тому подобное.

- Для наземного транспорта рассматривают возможности государственно-частного партнерства в дорожной отрасли. Предварительно определено шесть участков дорог государственного значения, общей протяженностью полторы тысячи километров, которые могут быть переданы в концессию. В рамках развития автотранспортной сети следует ожидать введения автоматического габаритно-весового контроля и аудит безопасности дорог. Также, в течение пяти ближайших лет запланировано введение обязательного техосмотра, подобно тому, как это делают в Европе. Идея заключается в том, что проводить его смогут только сертифицированные СТО с соответствующим оборудованием, а данные о результатах осмотра планируют собирать в единую централизованную базу. На очереди также урегулированию рынка такси, которое бы с одной стороны должно гарантировать безопасность пассажирам, а с другой - водители могли по упрощенной процедуре получать лицензии или патенты, платить налоги и также быть социально защищенными.

- Железнодорожный транспорт тоже ждут перемены. В частности, речь идет о разделении грузовых перевозок и пассажирских, которые останутся дотационными. Планируется передать в концессию ряд железнодорожных вокзалов.

- В направлении авиационного сообщения в течение следующих двух лет предусмотрено строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию 18 аэропортов. Планируется также подписание и начало реализации Соглашения о совместном авиационном пространстве с ЕС, либерализации рынка авиационных перевозок и правовое урегулирование вопроса использования беспилотников.