Противостоять «сценарию смерти» - о корпоративной вакцинации на МИМ-TV

22 июля 2021

Тому, как в разных компаниях проводят вакцинацию сотрудников, был посвящен очередной выпуск МИМ-TV. Из общих особенностей этого процесса - слаженная работа бригад, которые непосредственно вакцинировали желающих, и одновременно - неготовность регулятора обеспечить заявки организаций вовремя, в необходимом объеме и нужном регионе. Поэтому те компании, которые имеют региональные подразделения, почувствовали определенные трудности: фактически, кампания вакцинации на местах разворачивается только сейчас.

Основная цель, которую преследовали все работодатели, - безопасность сотрудников и членов их семей. Поэтому некоторые использовали формулу, которая позволяла работнику прививать дополнительно еще одного члена семьи по квоте предприятия. Все спикеры заверили - этот процесс был полностью добровольным. С другой стороны, внутри коллективов проводили мощные информационные кампании с привлечением экспертов.

В каждой организации были свои особенности этого процесса, учитывая сферу и специфику деятельности, количество сотрудников и структуру офиса. Нюансами поделились представители крупных украинских компаний.

Татьяна Кипиани, руководитель отдела развития персонала и корпоративных коммуникаций, HR дирекция "Vodafone Ukraine":

«Мы работаем в разных регионах и у нас в целом насчитывается 3500 сотрудников. Скажу честно - регулятор не был готов к работе с нами настолько быстро, насколько этого хотели мы. Мы понимали, сколько людей и какую географию мы хотим охватить вакцинацией, но не имели ответа с той стороны. Мы идем по формуле «сотрудник + 1», то есть возможность прививать кого-то из окружения по своему выбору. Нам нужен был именно Pfizer, чтобы паспорт вакцинации был действительным в большинстве стран, ведь многие коллеги ездят в бизнес-путешествия, командировки. Мы понимали, что для того, чтобы обеспечить психологическую безопасность людей в офисе, должны противостоять тому «сценарию смерти», который транслировался в СМИ, по крайней мере в первом полугодии 2020 года. И для этого мы давали много проверенной и профессиональной информации. Нам не нужно было убеждать людей - за три дня с начала кампании у нас было 843 уникальные заявки (это только Киев, мы тогда еще не спрашивали людей из регионов). Умножаем на два, и понимаем, какое количество людей было готово на старте».

Елена Маслий-Шишова, директор по работе с персоналом "IТ-Интегратор":

«Мы также позволили своим сотрудникам присоединять своих близких. Это логично, ведь с работы люди возвращаются домой. Мы тщательно выбирали вакцину и также остановились на Pfizer. Ориентировались на действенность, минимальные побочные эффекты и конечно же, на признание паспортов вакцинации в странах ЕС. Принимали решение о вакцинации с нашим корпоративным врачом, который появился у нас в период пандемии, и с нашим координатором по здоровью. После первой волны у меня взорвалась почта, ведь для людей характерно сначала посмотреть на других, а потом принять решение. Был процент тех, кто не сказал нет, но сомневался. Тем не менее, после первой волны и «сарафанного радио» большинство сотрудников приняли положительное решение».

Елена Кудряшова, директор Департамента персонала и систем управления "Юнивест Маркетинг":

«Мы подключились практически с того момента, как стало известно, что компании могут составить списки сотрудников на вакцинацию. Несмотря на то, что у нас работает 480 сотрудников, сначала была пауза - никто не был готов к вакцинации. Лишь в июле, после нашей мощной рекламной кампании, мы собрали список из 84 человек. Вакцинировали препаратом от Pfizer. На сегодня мы прошли первый этап. Рекомендую помнить о том, что один флакон вакцины рассчитан на 6 человек. Если выбывает хотя бы один из списка, то автоматически еще пятеро остаются без возможности вакцинироваться. Также мы были приятно удивлены организованностью бригады. Мы специально замеряли, сколько времени уходило на одного сотрудника, - максимум до 5 минут».

Наталья Снимщикова, директор по управлению персоналом фармацевтической компании "Acino" В СНГ:

«Мы используем две вакцины - CoronaVac и Pfizer. Некоторые ключевые сотрудники, которые очень глубоко разбираются в регуляторных и медицинских вопросах, привиты именно китайской вакциной. Это сторонники старой, классической школы. В нашем случае основная ценность вакцинации лежала не в плоскости получения паспортов и свободы передвижения, а в необходимости сохранить в строю наше производство, не допустить никаких перебоев. Это связано с тем, что мы выпускаем жизненно необходимые препараты для некоторых категорий населения, в частности, это тяжелая психиатрия. Поэтому здесь мы видим и понимаем нашу миссию. Как только стала доступной вакцина, мы привозили в Центр вакцинации в Киеве наших сотрудников из столицы и регионов. У нас чуть более 900 сотрудников, 40% уже в процессе вакцинации. Мы также позволили прививать родственников - это ценят и воспринимают как знак заботы. Пауза возникла, когда пришлось обновлять списки, просить людей подтвердить готовность и состояние здоровья, из-за задержки регулятора. Это сыграло роль в разочаровании - у нас где-то 25% потеряли веру в то, что организация сможет обеспечить прививки. Основными инструментами в нашем случае является персональный пример лидеров - генерального директора, топ-менеджмента: мы делаем прививки сами, показываем пример и люди ему подражают. Я наблюдаю, что активность возрастает и заявки продолжают поступать».

Сергей Зубченко, начальник управления охраны труда и пожарной безопасности "Укрпочта":

«Мы тоже даем возможность прививать родственников. У нас осложнена ситуация тем, что наша компания разбросана по городам и селам. Поэтому непросто все организовать, и мы пошли двумя путями. Первый - сбор работников под приезд бригад, о чем мы договаривались по всем областям и районным центрам. И в то же время мы определяли, где уже есть точки вакцинации, чтобы туда отправить людей из сел и районов. Мы обеспечивали сотрудников достоверной и проверенной информацией через наши внутренние каналы: социальные сети, рассылки и тому подобное. Добавлю, что регулятор не является активным в плане мотивации населения, что не очень помогает компаниям, которые хотят вакцинировать своих сотрудников».

Елена Градовская, директор по развитию "Сушия":

«Мы начали вакцинацию из Киева, где в Сушия работает около 1100 человек. Планируем охватить сотрудников и в регионах. Предложение вакцинироваться имело характер рекомендации. Среди наших сотрудников есть люди, которые еще не определились, потому что им действительно нужно больше времени для принятия решения. Более активную позицию занимали те, кто работает с людьми в зале. Поэтому в этом направлении мы проводим внутреннюю работу, но это однозначно должна быть мягкая и тактичная форма. Жесткость действий - это мощный демотивирующий фактор для персонала любого уровня».