Из аудитории МИМ на сцену Get Business Fest: как в Smilefood внедряют Кайдзен

21 июля 2021

О внедрении принципов японской практики Кайдзен, а также, как эти новации улучшают производственные процессы, на сцене фестиваля малого и среднего бизнеса Get Business Festival 2021 рассказал владелец и основатель бренда Smilefood, слушатель программы SE МВА в МИМ, Александр Соколов.

Предшествовало этому событию обсуждения опыта компании с одногруппниками в аудитории МИМ, где с одной стороны, слушатели давали обратную связь, а с другой - представленные управленческие находки стали интересным материалом для осмысления и адаптации в других бизнес-проектах.

«Обучение в МИМ на МВА и SE MBA - это всегда о практических примерах. И яркий инструмент, который мы постоянно применяем, это живые кейсы, когда с аудиторией общается лицо, принимающее решение (как правило, это владелец компании). И вот среди таких ярких примеров, который мы рассматривали недавно, был кейс от Smilefood. Мы очень рады, что у нас учится руководитель компании - Александр Соколов. И очень приятно, что он с радостью делится с коллегами теми инструментами, которые использует в бизнесе, в том числе, как он применяет Кайдзен. Ключевым является то, что люди учатся в одной группе - ведь если обсуждаются кейсы со стороны, группа не может так раскрыться по сравнению с тем, как они помогают развивать бизнес друг другу. Учась в МИМ, они становятся одной семьей, с радостью, абсолютно открыто и доверчиво делятся идеями. А еще получают много идей и инсайтов в ответ. Это подкрепление для дальнейшего роста», - комментирует ценность таких обсуждений вице-президент Бизнес-школы МИМ Алексей Виноградов.

Поддерживать постоянные изменения к лучшему, прислушиваться к персоналу и его советам, минимизировать потери и дать больше ответственности руководителям различных уровней - это лишь часть идей и принципов, которые стали элементом ежедневной деятельности компании Smilefood.

«Очень интересные вещи произошли, когда мы начали замерять, как передвигаются наши сотрудники на производстве. Соответственно тезисам Кайдзен есть восемь видов потерь. Одна из них - ненужные движения, наклоны на рабочем месте. Мы обнаружили, что один наш сотрудник постоянно отходил за инвентарем из-за того, что у него под рукой нет своего дуршлага, длинного ножа и весов. Обеспечив ему эти три инструмента мы сократили его движения на 6 километров за одну рабочую смену. Или мы посчитали, что за смену человек два часа тратит на взвешивание ингредиентов, а не на изготовления продукта. И значительно возросла производительность, если предварительно расфасовать заготовки в пакеты. Важно посмотреть незамыленным глазом на производство, как будто ты его видишь впервые. Это немного трудно, но следует так делать, если ты настроен на какие-то изменения», - говорит Александр Соколов.

Основатель Smilefood соглашается с тезисом, который предлагает взять на вооружение «Кайдзен», - если сотрудник ошибся, то виноват не он, а руководитель, который недостаточно наладил систему инструкций. Именно поэтому последние полгода в компании работали над тем, чтобы создать подборку из учебных видео, которые бы описывали правильные действия на каждом этапе производства, продаж или взаимодействия с клиентами. Кроме того, здесь разработали систему мотивации, в соответствии с которой бонусы сотруднику начисляются непосредственно в момент, когда он приложил дополнительные усилия. А еще Александр Соколов из практики знает, что справедливый тезис восточной философии управления - наказания не действуют, но есть сотрудники, которые в силу определенных обстоятельств или персональных качеств не могут или не хотят выполнять работу качественно. С такими людьми стоит прощаться, однако, к счастью, их не так много.

«Если смотреть на персонал с точки зрения того, что вы строите команду как систему пожизненного найма, у вас все меняется, даже если вы об этом просто фантазируете. Представьте, вы смотрите на сотрудника, что он у вас будет работать до конца своей жизни, соответственно так с ним общаетесь. В какой-то момент и он начинает себя чувствовать так, что ему не надо никуда идти - его учат, к нему нормально относятся», - убежден основатель Smilefood.